Край сто тысяч вышивок

Газета Регионы России Печатная версия

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: Чуваши: этническая культура и идентичность

Чуваши (самоназвание чаваш) – третий по численности автохтонный этнос Поволжско-Приуральского региона. Численность в Российской Федерации, по данным переписи 2002 года, составляет 1637,2 тыс. чел. (1,13% населения страны). По сравнению с 1989 годом численность чувашей в стране уменьшилась на 136,4 тыс. чел. Наиболее крупные группы чувашского народа сосредоточены в Чувашской Республике (907 тыс. чел., 67,8% населения республики), а также в Татарстане (134 тыс.), Башкортостане (118 тыс.), Самарской (118 тыс.) и Ульяновской (116 тыс.) областях.
Чувашский язык стоит особняком в рамках тюркской группы алтайской языковой семьи. Письменность – на основе русского алфавита. Верующие чуваши в большинстве своем – православные христиане.
Чуваши подразделяются на две субэтнические группы – северо-западных вирьялов (верховых, по течению Волги) и юго-восточных анатри (низовых), имеющих свои культурные и диалектные отличия. Консолидированность представителей чувашского этноса довольно высока, и более половины чувашей идентифицируют себя с народом в целом, не причисляя себя ни к одной из означенных групп.
Формирование чувашского народа происходило на занимаемой им в настоящее время территории в процессе многовекового этнокультурного взаимодействия автохтонных финно-угорских и пришлых тюркских этносов. Наиболее многочисленным было переселение из южных степей в VII–VIII веках кочевых булгарских племен, основавших в Х веке свое государство – Волжско-Камскую Булгарию. Булгария, государственной религией которой в Х веке стал ислам, играла значительную роль в политической и экономической жизни средневековой Восточной Европы. В 1236–1238 годах Булгария была разгромлена монголо-татарами. Булгарские города подверглись тотальному разрушению, а население было вынуждено бежать за Волгу и Каму, где вступило в соприкосновение с марийскими племенами. Переселившись в ХIII веке на правый высокий берег Волги, булгары смешивались с жившими здесь горными марийцами, что со временем нашло отражение в лексике и культуре чувашей-вирьялов. Уже в золотоордынское время, в XIV веке, на правый берег Волги переселилась вторая волна булгар, положившая начало чувашам-анатри. В русских письменных источниках этноним �чаваш� впервые встречается в 1508 году.
В состав русского государства чуваши вошли в 1551 году, после чего началась их активная христианизация. К середине XVIII века большинство чувашей были обращены в христианство. С XVIII века большинство чувашей относились к разряду государственных и удельных крестьян. Распространившееся в связи с развитием товарно-денежных отношений отходничество привело к широкому распространению чувашей в Поволжье и Приуралье.
В июне 1920 года чувашский народ обрел государственность в виде Чувашской автономной области, преобразованной в 1925 году в Чувашскую АССР. В сентябре 1990-го Верховный Совет Чувашии принял декларацию о суверенитете республики и утвердил ее название: Чувашская ССР – Республика Чувашень. С 1992 года официальное название – Чувашская Республика.
Большое распространение получили экстерриториальные объединения чувашей в России и за рубежом. Всего насчитывается около 82 общественных организаций чувашей, работа которых координируется федеральной национальной культурной автономией (ФНКА) чувашей России. Президентом ФНКА является Геннадий Федоров.���

чувашия, традиции, культура Обряд в народных костюмах.
Фото с официального сайта Чувашской Республики

Чувашскую Республику называют краем 100 тысяч слов, 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок. В следующем году исполнится 460 лет добровольного вхождения Чувашии в Россию, и, несмотря на такое долгое совместное проживание, традиции, праздники и язык сохранились. Например, проводится праздник Кер Сари – праздник осеннего пива. Современность, подхватив традиции хмелеводства, успешно ими пользуется. Сейчас в Чувашии выращивается около 75% российского хмеля.

Кроме того, заместитель полномочного представителя Чувашии при президенте России, зампред Федеральной НКА чувашей, глава национально-культурной автономии в Москве Анатолий Григорьев отметил, что на сегодняшний день был проведен социологический срез, и выяснилось, что Чувашия занимает последнее место по конфликтности. То есть можно сказать, что чуваши самые толерантные.

Дирижер и руководитель чувашского хора «Адал», научный сотрудник кафедры этнологии МГУ Галина Никитина отмечает, что как раз глобальные тенденции развития часто приводят к обращению к корням в культурном и экономическом плане. «Мне кажется, в нашем сложном социально-экономическом состоянии страны за эти текущие 15–20 лет данная сторона культуры была животворным источником, дающим вдохновение и какую-то силу человеку. Это один из самых положительных факторов нашего сложного времени», – говорит Никитина. Она также отмечает, что чувашские деревни сейчас сохраняются даже лучше, чем русские, хотя там тоже много проблем. По мнению Никитиной, «основная причина заложена в самой культуре. Это ненарисованная и непридуманная культура. Она действительно есть».

В Чувашии созданы музеи. Даже в небольших поселениях и то есть маленькие краеведческие музеи. Анатолий Григорьев отметил, что их регулярно посещают, они весьма востребованы.

Для чувашей характерно прекрасное знание русского языка, тем не менее и сохранение своего, рассказывает Никитина. «Даже люди, которые не говорят на чувашском языке, его понимают», – говорит она.

При этом лингвисты считают, что чувашский язык все же исчезает, хотя в меньшей степени, чем остальные. «Причины в самой глобальной системе, которая заставляет человека и особенно родителей готовить своих детей к этому миру, они стараются учить другие языки, которые необходимы для выживания в этом мире. И поэтому, может быть, опыт чувашского народа, малого народа, нужно рассматривать как лабораторию выживания в этом глобальном пространстве, – сетует эксперт. – Он до сих пор жив за счет сохранения традиций, за счет сочетания интересов народных масс или творческих коллективов и администрации. Некоторый контакт есть. Есть некоторая заинтересованность».

Научный сотрудник кафедры этнологии МГУ отмечает, что есть и еще одно интересное свойство языка. «Как правило, во втором поколении прекращается язык, а в третьем поколении, во внуках, он почему-то продолжается. Это еще давно измерено американскими социологами. Почему-то вдруг внуки начинают внимательнее относиться к языку своих бабушек и дедушек, к ним приходит осознание, что это важно и нужно», – говорит специалист.

Важную роль в сохранении культуры играют различного рода самодеятельные артисты. Например, люди, работающие с музыкальными коллективами, часто занимающимися народной музыкой на энтузиазме. Это самодеятельное творчество. «Мне кажется, это один из путей консолидации общества. Коллективное общество, общинное творчество – оно не такое затратное, как решение социально-экономических проблем. Конечно, их тоже надо регулировать и улучшать качество жизни людей, чтобы как-то улучшить условия проживания. А этническая составляющая человека... она является тем животворящим источником, который придает какой-то смысл его существованию», – рассказывает Никитина.

Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

24smi.org

Загрузка...



Закрыть ... [X]

Край сто тысяч вышивок «Мой край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Фотоотчет о
Край сто тысяч вышивок Знаете ли вы такой народ, у которого сто тысяч слов Центр
Край сто тысяч вышивок Краем ста тысяч песен, сто тысяч слов, ста тысяч вышивок
Край сто тысяч вышивок Язык вспоминается третьим поколением / Регионы России
Край сто тысяч вышивок Игра-викторина «Познай свой край родной»
Край сто тысяч вышивок Более 25 лучших идей на тему «Свадебные бокалы для
Край сто тысяч вышивок Выкройки
Край сто тысяч вышивок Выкройки игрушек-подушек, пошаговая инструкция
Вышивальные приметы Вышивка крестом с Анной Мартыновой Вязание для детей Вязание крючком, схемы Диверсификация: что это такое, типы, стратегии и примеры Как завязать леску на катушке - схемы, рисунки и видео привязки Как правильно соединить леску к леске? Как соединить два роутера, чтобы расширить зону беспроводной сети МАСТЕР -КЛАСС : ГЛАЗКИ ДЛЯ КУКЛЫ ИЗ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ ПОД РУКОЙ ОТ Мастер-классы - как решиться - Про Скрап