Как искусство связано с жизнью общества

Очерченный круг оснований становления эстетического подношения человека к миру подтверждает необходимость учета объективных и субъективных предпосылок для их утверждения в реальности. Поскольку духовные качества личности не заложены в ней от рождения (а только предпосылки к их приобретения), то все, что есть человек как субъект творчества - следствие сознательной деятельности самосовершенствования. Итак, актуальным является вопрос относительно оснований такой необходимости. Ф. ИИИиллер в работе "Письма об эстетическом воспитании человека" объективное основание внутренней потребности личности в самосовершенствовании связывает с характером общественных отношений. Поэтому философ подчеркивает, что общество обязано брать на себя создание системы образования и воспитания, способных стать фундаментом для обретения полноты духовной жизни. Эта проблема глубоко теоретически обоснована в эстетике Просвещения и романтизма.

Просветительский идеал Ф. Шиллера основан на эстетическом воспитании как своей основной принципе. Философ еще в конце XVIII в. заметил враждебность буржуазного общества "искусству идеала", то есть искусству, олицетворяет свободный проявление творческого духа в формах совершенства. Настоящее искусство, по его мнению, имеет "получать предписания" от духовной требования, а не от материальной необходимости. "Польза стала большим идолом времени, которому должны служить все силы и поклоняться все таланты, - пишет философ. - На этих примитивных весах духовная заслуга искусства вовсе не весомая и, не имея малейшей поддержки, оно исчезает из шумного рынка века" 17, с. 116-117].

Основания для понимания искусства как важного условия полноты человеческой жизни и источники создания нормальных основ человеческой жизненности заложены в самой природе художественной способности и в смысле творчества. Относительно первой, художественный талант является концентрированным воплощением духовной свободы человека. Она реализует себя как свободный, творческий дух, который вступил в целостной жизненности в совершенных художественно-образных формах. Упорядоченность психических структур, которая укладывается в образ целостного бытия духа в материале искусства, является проявлением гармоничного взаимодействия художника с предметом неравнодушия. В результате данной определенности взаимодействий как искусство связано с жизнью общества достигается глубинная сущность жизненности явлений. Только поэтому окружающий мир предстает не речевистю как таковой, а олицетворяет единство целесообразной в себе жизненности явлений, которые открываются формирующем духа художника как красота.

Относительно второго аспекта - содержания художественного творчества - красота художественных форм, явленная как в себе целесообразна и выразительная жизненность, способна быть источником самоорганизации сознания. Оно настраивает на гармоничное мировосприятие, постижение целесообразности и выразительной жизненности природных форм и социальных отношений, побуждая тем самым на эстетическое отношение не только к художественным ценностям, но и к выразительным проявлений жизненности в природном мире, обществе, межличностных отношениях.

Парадокс жизни современного человечества заключается в том, что, потеряв полноту связей с миром, отчужденное от эстетических взаимодействий с природой, которая превращена в "материал" для практической жизненности, оно все больше обедняется духом. Разрушенные традиции художественного формирования и на уровне практически-бытовом (уровень народной художественности), и на уровне профессионального искусства. Причины первого связанные со стремительным уменьшением количества сельского населения и разрушением традиционного уклада народной жизни. В среде городского населения художественное формирование утраченное вследствие стандартизации образа жизни, унификации его образа, подчиненного требованиям промышленного (стандартизированного) производства. Поэтому человека окружает стандартная предметность, стандартные ценностные представления, подчиненные требованиям моды, и под. Утрачена, соответственно, исторически выработанная иерархия ценностей. Место духовных ценностей заняли материально-вещественные. Причем духовные ценности не просто отошли па второй план. Они спрофановани, подменены псевдо ценностями, а потому вся культура как система факторов создания духовного опыта разрушена.

Культура испытала разрушения на уровне структурного построения системы приоритетов, которые должны выстраивать государственные институты и где формирование культуры познания, художественно-творческих умений, благодаря их разумному сочетанию, способны приобретать характер внутренней потребности личности. На современном этапе дошкольные учреждения, школа, семья, социальные институты, призванные формировать эстетическую способность не только отодвинули эстетично художественное воспитание на задний план. Они спрофанировали его. Там, где эстетическое воспитание еще сохраняется, потеряно его смысл. У детей не формируют навыков восприятия художественных произведениях, вооружают знанием художественного языка искусств в соответствии с их вида, не производят умений художественного формирования. Под лозунгом "самовыражения", "свободы" вульгаризируется сама идея художественного творчества, ведь за ней должен стоять знания законов художественного формирования зависимости от видовой специфики искусства. Только при таком условии природные способности ребенка смогут развиваться и совершенствоваться. Вне условием можно говорить не об искусстве, а только о его профанацию и окончательное порчи еще несостоявшихся эстетических вкусов и потенциально имеющихся художественных способностей.

Эстетично художественное воспитание в обществе, заботится о будущем, должен вступить характера системы. Развитие художественного воображения и способности предоставить ей образа в художественном формировании, как уже упоминалось, - необходимое условие развития интеллекта и духовных структур личности: воображения, памяти, ассоциативного мышления, эвристических навыков и т. Названные способности могут, однако, реализоваться только при условии вхождения человека в мир настоящих художественных ценностей. Они производят потребность вглядываться в явления, замечать множество выразительных проявлений их жизненности, учат по оболочкой вещей проникать в глубины их содержания. Развитие художественно-формирующих умений - важный этап духовного становления человеческой личности. Способность вкладывать мир в образы интересная каждому человеку, поскольку в созданном образе отсвечивает ее собственный образ: образ ее умений и ценностных представлений. Это необходимое условие углубления лица в полноту присутствия в мире.

Активным источником создания культуры отношений является формирование в обществе неприятия низких, духовно ограниченных произведений псевдоискусства, тем более популяризация их средствами массовой информации, телекоммуникации и др. Интересно, что создание эстетического стиля отношений в обществе уже во времена Древней Греции считалось обязанностью государства. Так, во времена Солона древним грекам закон запрещал преобразования погребальных обрядов на сильнодействующее психологическую драму: царапать лицо ногтями, рвать волосы и одежду. Запрещались слишком пышные похороны как знак исключительного богатства, ведь они оскорбляли чувства достоинства граждан.

Неодобрительно воспринимались театральные постановки, рассчитанные на слишком экспрессивные проявления чувств зрителя. Государство таким образом заботилась о психическом здоровье граждан. Так, драматург Фриних с Афин был обязан уплатить штраф - 1 тыс. Драхм, а его пьеса "Взятие Милета" была запрещена, поскольку в театре зрители обливались слезами. Этот пример показывает, как тщательно государство заботилось о психическом и нравственном здоровье граждан. Негативная реакция государственных институтов на аффективные проявления скорби связана с тем, что они рассматривались как нечто противоположное мужества. Древнегреческое общество было также уверено в наличии объективной меры эстетического чувства, соответствует истинной человечности [4, с. 344-345]. В этике Аристотеля огромное внимание уделено культуре проявления чувства, выраженного понятием "мера". Бесспорно, для цивилизованного человечества введение регуляторных механизмов, которые корректируют культуру созидания чувств как источник психического здоровья общества, кажется определенным атавизмом. Одновременно культурная политика, направленная на совершенствование человечества сокровищами духовной культуры, учитывая нынешний уровень его психического здоровья, появляется одной из приоритетных сфер общества и, шире, человечества.

В условиях современной урбанистической цивилизации важным источником создания целостности духовного опыта в формах эстетической его определенности является создание обществом стиля неотчужденный отношений с природным миром. Проблема тем более актуальна, потому что они возникают отражением отношений в социуме: стихия присвоения и подчинения, характерная для социальной жизни, приобретая тотальный характер, определяется как экспансия человека в природу. Поэтому правомерно говорить, что человек стал рабом самого себя: рабом собственных чувственных страстей. В их рабстве оказался не только ум, но и элементарный здравый смысл. Ф. Шиллер, размышляя над противоречиями современной ему эпохи, рассматривает рост противоречий в мире человеческой личности, обусловлено противоречиями развития культуры. "Культура вовсе не делает нас свободными, а наоборот: с каждой новой силой, которую у нас развивает, она пробуждает новую потребность; физические оковы сжимают нас все более угрожающе, боязнь потери заглушает даже порыв к совершенствованию, и принцип пассивной покорности приобретает значение высшей жизненной мудрости "[7, с. 127]. Тенденции, очерченные философом, приобрели в наше время более острый характер.

Исторически сложившиеся отношения человечества с природным миром и отношения внутри сообществ отражают стихийность чувственной природы человека. Поэтому задача культуры - чувственную природу оформить умом, вывести ее из пределов стихийности и произвола, организовать в целостность взаимодействий. То есть, стихия чувственного содержит те положительные начала, что они - проявление стихийного влечения к свободе. Разрушительные тенденции в отношении современного человека к себе самой - объективное свидетельство неудовлетворенности жизнью, ощущение его неполноценности. Это явление имеет положительную тенденцию - оно проявляет тождественность сущности человека и его существования. Эстетическое призвано перевести стихию чувственности в разумные творческие формы. Свобода, которой человечество стремится, является реальной лишь на основе незаинтересованного (практически незаинтересованного, то есть бескорыстного) отношение к явлениям окружающего мира, то есть реально возможно только в формах эстетического отношения. Только при таком условии явления возникают самоценными, а следовательно, открываются субъекту восприятия настоящей полнотой, целесообразностью и, следовательно, красотой своей жизненности. Вдумчивые, слаженные взаимодействия с природным миром - шаг человечества к осмыслению ценности собственной природы.

Не менее важна свобода индивидуальных проявлений гармоничности мира субъекта в моральной и эстетической деятельности, тем самым появятся приумножением всеобщности содержания духовного опыта человечества. Пока они имеют преимущественно разрушительный характер. Итак, первичным и определяющим фактором создания ценностных представлений личности, заключаются в формы совершенства, общая атмосфера общественной жизни. То есть, возникает вопрос о типе общественных отношений, способен направить человечество на совершенствование разумно-чувственных начал его природы, постигнув проявления естественности разумной взвешенностью нравственных и эстетических взаимодействий.

Обращая личность в мир целесообразного и эстетически выразительного жизни, разумно организованное общество призвано устранить отчуждение человека от природы. Во все предыдущие эпохи истории человечества природа была источником гармоничного настройки психических структур человека. Согласие с ней, распространяясь на общество, создавала сприйнятни формы отношений. Образ гармоничного общения с природным миром, перенесен в мир человеческой жизни, предстает не механическим процессом, а определяется как идея гармоничности отношение в рамках общества - духовного целого. В мире человеческой жизни мера эстетического определяется духовностью взаимодействий субъектов общения.

Атмосфера общественной жизни, настроена на эстетические ценности, благоприятная вводом человеческие потребности в пределы их разумности, направляет на творчество, а не на потребительство как таковое. Итак, формируются объективные основания для предметного общения, духовного объединения сообществ вокруг символов всеобщей неравнодушия в отличие от розьеднавчои состязательности интересов в сфере материальных ценностей. Системность создания духовных ценностей и общение с ними обусловлена общим стилем общественной жизни. Источниками создания стиля наполненности жизни красотой жизнь с интересом к красоте мира, художественных сокровищ, красоты человеческих отношений. Возможности создания в обществе образа жизни, насыщенного интереса к красоте и потребности общения с ней, вполне реальные при условии, что государство, а не коммерческие структуры, берет на себя ответственность за его создание.

Вся предыдущая история культуры, где искусство занимало одно из ведущих мест, красотой форм, гармонией художественного произведения, производила духовные структуры человека в гармоничное слаженное целое. Правда, такая возможность была создана для немногих избранных. Художественная деятельность поощрялась и поддерживалась преимущественно щедростью меценатов. Опасность нынешней ситуации заключалась в том, что буржуазия, сведя все ценности к вещественным, поддерживала и популяризирует псевдоискусство для непритязательной аудитории, лишенной эстетических представлений. Тиражирование псевдо художественной продукции для материальной выгоды удовлетворяет потребность тиражирование унифицированной человека с примитивными потребностями. Это "искусство" действует на подсознательное в психике, возбуждая примитивные "первичные" инстинкты. Под рубрикой свободы выбора лицу предлагается продукция массового сознания.

Сложность критического подхода к предлагаемым «ценностей» в том, что они прикрыты видимостью свободы выбора. На самом же деле свободы, собственно, и нет, поскольку возможности общения с настоящими ценностями достаточно затруднены рядом факторов. Во-первых, так называемой модой. ее активно насаждают средства массовой информации, которые формируют стереотипы "ценностей" обычно низкого качества. Они призваны создавать стереотипы реагирования и тем программировать психику человека, в том числе молодежи, не имеет устойчивого иммунитета против банальности, примитивизма, безнравственности. Так, по данным американской социологии, около 53% школьников страны готовы подражать поведению телегероев, независимо от того, защищает герой добро или зло; 37% готовы совершить преступление, подражая поведению телекумиров. Констатируется, что дети, которые до восьми лет регулярно смотрят передачи с элементами насилия, в возрасте 28 лет несут агрессию и насилие в собственную семью. К сожалению, украинские телеканалы следуют практику американцев - лидера в этом деле [1].

Во-вторых, ограниченные возможности общения с настоящими духовными ценностями связаны с отсутствием эстетических ориентаций общества, прежде всего, его государственных институтов, видели бы национальным приоритетом воспитания молодого поколения содержанием лучшего в духовном опыте общества и человечества. Образование в современную эпоху целенаправленно разрушена социальными институтами буржуазного общества.

В-третьих, духовные ценности сознательно замещены в опыте лица ценностями вещественными. Речь идет не о противопоставлении материальной и духовной сфер жизни. Бесспорно, достойные человека условия материальной жизни важны, ведь отсутствие их может приобрести унизительного характера. Однако необходимо помнить, что разумность потребностей определяется уровнем разумности человеческой личности, то есть уровнем культуры. Отсутствие ее превращает человека в субъекта ограниченных, примитивных потребностей. Только разумное регулирование, дается культурой, способно создать правильное понимание приоритетов. Обнищания интересов вызывает последствия, разрушительные для тела и сознания, наконец, для жизни в целом, как собственного, так и других людей.

Обратимся к истории человечества, чтобы показать связь и значение художественно-творческих ценностей в духовном опыте и роль общества в наполнении жизни эстетически определенным содержанием духовного опыта. Особенно убедительным примером художественного, познавательного и нравственного таланта народа, как неоднократно отмечалось, были древние греки. их жизнь, полную красоты и разумности моральных самопроявлений человека в масштабе общества как духовного целого, - феномен, определяется термином "греческий дух". По словам Гегеля, дух, свобода которого рожденная из него самого. Приведем рассуждения философа, поскольку они содержат огромный эвристический потенциал для определения путей и источников формирования творческого духа как стиля общественной жизни. "Исходным пунктом для греческого духа есть предчувствие и удивление, а затем он (дух) переходит к установлению смысла. Это единство устанавливается и в самом субъекте. Естественным элементом в человеке есть сердце, склонность, страсть, темперамент, поэтому эта естественная сторона духовно развивается в свободную индивидуальность, и нравственное начало оказывается особого типа бытием и желанием смысла и особой субъективности. Именно это делает греческий характер прекрасной индивидуальностью, которую порождает дух... "[2, с. 225]. Такая индивидуальность реализует себя в творческой деятельности, раскрываясь в ней как свободный дух, олицетворяет присущую ему совершенство в совершенных художественных произведениях, научном познании, философской рефлексии над бытием мира и человека. Созданные давними греками художественные сокровища олицетворяют не только непревзойденные образцы мастерства формирования, но и полны выразительной внутренней жизненности. Творческий дух, занимая собой материю, одухотворяет ее. Поэтому они увековечивают силу и красоту греческого духа.

Стиль жизни греков, пронизанный художественным началом, сформированный эстетической мере, остается образцом для человечества. Закономерно, что эстетическая теория как вид рефлексии над красотой мира природы и духовного мира человека сложилась именно в Древней Греции. История свидетельствует, однако, и другое: как только была потеряна эстетическая мера организации отношений и морально-этические побуждения творческого же осуществления, прагматические мотивы начали доминировать над духовными, превратив общественную жизнь в сплошную состязательность индивидуальных воль за власть, сферы влияния и тому подобное. Потеря ориентированности на духовные цели, в конце концов, привело к потере независимости когда свободного и непобедимого народа, разрушение великой греческой культуры. Сказанное дает основания для более широкого выводу: на самом деле достойную человеческую жизнь связано с уровнем совершенства человеческого духа, прежде всего его моральной и эстетической основ.

Обратим внимание на апробированную давними греками ценность сочетание чувственного и логического начал духовного опыта. Взаимно усиливаясь, они формировали целостную и творческую личность. Атмосфера жизни классической эпохи древнегреческого общества наполнена искусством. Это архитектурные и скульптурные шедевры под открытым небом, что, украшая греческую землю, были предметом любования каждого человека. Театральные представления великих драматургов формировали эстетические и нравственные чувства, тем более, что посещение театра каждым свободным греком было гражданской делом и обязанностью. С этой целью для малообеспеченных граждан в государстве была введена даже специальная статья расходов: "на театр". Ежегодно (несколько раз в год) происходили различные творческие соревнования: поэтов, певцов, музыкантов, драматургов, в которых принимали участие все, кто чувствовал себя уверенным в художественных качествах своих произведений. Так же высоко, как художественные способности, ценился интеллект: философы спорили часто под открытым небом, и каждый, кто слышался компетентным, мог присоединиться к ним. Формированию всесторонней личности (именно древние греки впервые в истории человечества утвердили и осуществили практику формирования такой личности) способствовали Олимпийские игры. К участию в соревнованиях мог принять участие любой свободный гражданин, чувствовал себя сильным и ловким. На современном этапе эта практика спрофанована профессионализмом спорта.

Эстетическая мера отношение, сформированная общим стилем общественной жизни, ценна тем, что названная способность предстает не случайностью, а не делом только отдельных субъектов, а воспринимается каждым членом общества как объективная необходимость, условие разумной определенности жизни. Конечно, можно возразить, что эстетично художественное воспитание и даже доминирование системы духовных ценностей имеет односторонний характер, сосредоточивая лицо только на интеллектуально-художественных умений. Стоит, однако, осознавать художественные ценности - самый эффективный способ духовного совершенствования личности по многим объективным причинам. Во-первых, практически не заинтересован характер искусства формирует свободный творческий дух личности. Во-вторых, это свободный дух, целью которого является предмет неравнодушия в его самоценное жизненности. В-третьих, благодаря целостности и совершенства художественно-творческих произведений дух способен разворачиваться богатством своих проявлений, свободно двигаясь по предмету неравнодушия. В-четвертых, именно вследствие духовности взаимодействий, которые создает искусство как концентрированное олицетворение целостности духа, оно - неиссякаемый источник развития и совершенствования духовных структур человека, а затем она реализует себя как творческая личность в различных сферах деятельности.

Указанные потенциальные возможности искусства быть организующим началом человеческого духа в масштабах общества ярко подтверждены не только в отношении древнегреческого. Не менее показательным явлением такой организации является эпоха Возрождения, заложившей основы европейской культуры Нового времени. Идеи Возрождения, основанные несколькими итальянскими гуманистами, впоследствии развернулись богатством творческого гения в художественной культуре, научных знаниях, философских теориях и под. Они кардинально изменили ценностные представления, стиль общественных отношений, нравственные представления и наполнили жизнь красотой художественно-творческих сокровищ, красотой творческой мысли и активного образа жизни, полного потребности в познании и творчестве.

Гуманистическое движение, основанное в Италии, распространился во всех европейских странах и обусловил революцию в сознании европейцев. Гуманисты Возрождения смогли переформировать сознание средневекового европейского человечества, ориентированного на "ценности" загробной жизни, в русло огромной потребности осуществиться в этой жизни в научном познании, художественном творчестве, красоте человеческих отношений. Именно деятели Возрождения раздвинули узкий горизонт видения мира, характерный для Средневековья, и направили общество на утверждение ценностей земной жизни с присущими ему красотой, богатством чувственных проявлений целесообразной в себе полноты жизни.

Искусство Высокого Возрождения художественно совершенстве воссоздало образ личности, определилась как идеал человека новой культуры. Его герой - это прекрасная и величественная человек: Давид, Моисей, Врут. Художники Высокого Возрождения появлялись реальным олицетворением величия человека, учитывая его творческих возможностей: Леонардо да Винчи, Б. Микеланджело, С. Рафаэль. Неслучайно к ним была применена характеристика "титаны": титаны по силе мысли, страстью и характером, многогранностью и ученостью. Гуманистическое содержание культуры предоставил сил европейским народам на создание нового типа общественных отношений, зажег их дух активностью, потребностью изменить мир к лучшему, а с этой целью - усовершенствовать собственную личность сокровищами культуры предыдущих эпох. Эти намерения и воодушевление их реализации вылились в Реформаторские движения, освободили народы от всевластия католической церкви.

Интересно в связи со сказанным сравнить состояние образования и систему ее в названные периоды и в современную эпоху (в европейских странах и США). Характерная особенность образованного человека из среды деятелей Возрождения - универсальность. Современное образование, как подтверждает анализ содержания и методов обучения в школах и высших учебных заведениях Западного мира (его практика распространяется и в Украине), - это отсутствие системы в приобретении знаний, фрагментарность содержания знания, отсутствие контроля за качеством знания, отсутствие культуры получения знаний и т.п. [5].

Кризис духа современной цивилизации - объективное свидетельство социальной исчерпанности общества свободной конкуренции с ее ориентациями на материальные ценности как единственно значимы. Качественно иная организация общественной жизни связана с возможностью государства создать для граждан атмосферу жизни сокровищами культуры и систему образования, способной развернуть творческие потенциалы человека в различных сферах деятельности. Речь идет не о том, чтобы народ жил искусством, а чтобы духовный опыт, который уложился в совершенные художественные формы, мог влиять на организацию человеческой жизни, предоставляя ему эстетической определенности.



Закрыть ... [X]

Как искусство связано с жизнью общества Реферат: Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура
Как искусство связано с жизнью общества Роль искусства в жизни человека Социальная сеть работников
Как искусство связано с жизнью общества Виды и функции искусства. Роль искусства в жизни общества
Как искусство связано с жизнью общества Искусство и его роль в жизни человека и общества
Как искусство связано с жизнью общества 11. Искусство и духовная жизнь - обществознание54
Как искусство связано с жизнью общества Искусство и общественная жизнь - Эстетика
Как искусство связано с жизнью общества Место и роль искусства в жизни общества
Стена ВКонтакте ВЯЗАНИЕ, МУЖСКИЕ МОДЕЛИ Вязание для детей Уход за новорожденным Вязание крючком. 5556 схемы вязания пинеток, шапки, болеро Вязание спицами носков. Схемы носков спицами на Вязаные пледы уют, созданный своими руками